From 575bed34aa0b70091ae0c2d476b3666ce0bef5ff Mon Sep 17 00:00:00 2001 From: Sn4il Date: Fri, 3 May 2024 15:04:13 +0300 Subject: Bauhaus design --- small.html | 451 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++---------------------- 1 file changed, 288 insertions(+), 163 deletions(-) (limited to 'small.html') diff --git a/small.html b/small.html index d9ec13b..627a18b 100755 --- a/small.html +++ b/small.html @@ -5,204 +5,329 @@ - Улиточий домик - Sn4il site - + заново открываем Small Webe + -
+

заново открываем Small Web

+
+
+
+

Вступление

+
-
-
-
-

Заново открываем Small Web

-

(перевод статьи https://neustadt.fr/essays/the-small-web/)

+
+
+
+ +
+
+ +(перевод статьи https://neustadt.fr/essays/the-small-web/)
-

Большинство сайтов в наши дни создаются как коммерческие продукты, профессионалами, маркетологами, оптимизируются для привлечения наибольшей аудитории, привлечения внимания и повышения "конверсии". Но существует также и меньшая, менее заметная сеть, создаваемая обычными людьми, просто с целью поделиться своими интересами и хобби со всем миром. Не оличающаяся вылизанным дизайном, частенько странная и неряшливая, но зачастую забавная, креативная и интересная.

+Большинство сайтов в наши дни создаются как коммерческие продукты, профессионалами, маркетологами, оптимизируются для привлечения наибольшей аудитории, привлечения внимания и повышения "конверсии". Но существует также и меньшая, менее заметная сеть, создаваемая обычными людьми, просто с целью поделиться своими интересами и хобби со всем миром. Не оличающаяся вылизанным дизайном, частенько странная и неряшливая, но зачастую забавная, креативная и интересная.
-

Parimal Satyal, 25 мая 2020

-

Каждый редизайн сайта начинается со вдохновения.

-

Вдохновением для конкретно этого (https://neustadt.fr) послужили две странички: Чистый и читабельный вебсайт Андерса, вдохновивший на домашнюю страничку, и сайт Marijn, напомнивший, каким прикольным может быть веб. Цвета, графика, креативная навигация, интересные идеи... сам процесс прокликивания чьей-нибудь персональной странички в 2020м вызывает во мне ностальгию по Сети конца 90х и ранних 2000х, на которой я вырос.

-

Некоторые из вас, возможно, уже читали мою предыдущую статью Against an Increasingly User Hostile Web. В ней я утверждаю, что мы заменяем открытую Сеть, объединяющую и вдохновляющую, на ту, что ограничивает людей и превращает их в товар. Я говорил о том, что современная Сеть, следящая, разбухшая и огороженная, конфликтует с той открытой Сетью, что я люблю. И я был приятно удивлён тем, как много людей разделяют мои чувства, людей, писавших мне письма, ответы в собственных блогах и обсуждавших это на форумах. Несмотря на полуторагодовую давность, статья всё так же, к сожалению, отражает текущее состояние Сети.

-

Но то, что я наткнулся на сайт Marijn, вселило в меня надежду. Она провела меня по кроличьей норе множества других мелких вебсайтов, созданных людьми со всевозможными интересами: фильмы, авиация, музыка, искусство, компьютеры. Это напомнило мне о том, что креативная, персональная, прикольная Сеть, на которой я вырос, не превратилась в тень прошлого — она всё ещё здесь, в 2020. Просто надо знать, где искать.

-

И нет, я не к тому, что раньше всё было лучше. Не было. Были трояны, вредоносные программы, бесконечные всплывающие окна, отвратительные подходы к безопасности, несовместимость браузеров, тормозные Java-апплеты... Нет, технически современная сеть более безопасна и пригодна для использования.

-

Данное эссе — моя попытка показать вам, как может выглядеть независимая Сеть, чем она отличается от сайтов, доминирующих сегодня, почему она стоит того, чтоб её исследовать, и как легко стать её частью.

-

Дизайн в ретро-стиле

-

На моей домашней страничке я упоминаю, что этот сайт "дань уважения креативной сети 90х". И это не только потому, что на нём есть анимированные гифки и гостевая книга. Сам способ его создания — тот же, которым я пользовался при создании своих первых сайтов: всё написано на голом HTML.

-

Никаких систем управления контентом, никаких генераторов, шаблонов, тем, плагинов. Простая разметка и стиль — базовые кирпичики, из которых строится сеть.

-

Изначально я не планировал так поступать. Ранее я использовал генератор статических сайтов, чтоб получить чистый HTML, и просто работал над новым дизайном для него. Но моя трехлетняя установка node.js теперь долбила меня сообщениями об ошибках, говоря, что некоторые зависимости должны быть обновлены, и ч топлагин более не совеместим. Ну а так как я ленив, и не хотел чинить это всё, я подумал — а почему бы не делать всё руками, не создавая проблем на ровном месте.

-

Так я и сделал. Решил писать всё руками на чистом HTML и CSS, вручную вставляя ссылки на все страницы и даже заполняя RSS-ленту. И буду честным, давно я так не развлекался, создавая сайт, с тех пор как впервые начал играться с Microsoft Frontpage и Adobe Photoshop 4.0 в конце 90х/начале 2000х.

-

Такой подход не сработал бы с более крупным сайтом. Но в случае с малышом вроде моего, с десятком страниц, очевидны плюсы: никаких зависимостей, простота обслуживания, уверенность в будущем, легко перенести в другое место, и, самое главное, чертовски интересно в работе. Я засиживался до шести утра два дня подряд, работая над дизайном, не потому что не мог уснуть, а потому, что не желал останавливаться. Надо заметить, что около 30% времени было потрачено на прочёсывание GifCities.org и Internet Archive на предмет анимированных гифок и фоновых изображений.

-

Переработка дизайна сайта в такой манере сподвигла меня прошерстить архивы старых сайтов в поисках интересных реликвий из старой сети. Что, в свою очередь, привело меня на прикольные, креативные вебсайты, активно поддерживаемые до сих пор.

-

Для понимания, что эти мелкие сайты из себя представляют, и почему я считаю, что они важны, нам надо обратиться к прошлому.

-

Первые веб-страницы

-

В девяностые Сеть пребывала во младенчестве. Возможно, вы знаете эту историю.

-

Её только-только, в 1991, изобрёл сэр Тим Бёрнерс-Ли, выпустив как общественное достояние в 1993м, делая тем самым доступной для использования и строительства всему миру. В самом начале Сеть была доступна преимущественно технически подкованнаму народу, благодаря протоколам тех времён, таких как Gopher [ныне живее всех живых - прим.пер.], FTP, Usenet и других. И до появления первого удобного графического браузера Mosaic, вышедшего в 1993, рядовому пользователю компьютера было непросто начать освоение Сети. Кто-то, как я, например, открыл Сеть позже, когда на сцену вышли Netscape Navigator — порождение Mosaic, ныне породившее Firefox и Internet Explorer.

-

Это было ужасно восхитительно. В отличие от традиционных СМИ, вы теперь могли взаимодействовать и принимать участие в происходящем. Это была первая всепланентная система связи, в которой кто угодно, где угодно в мире, мог создать собственную страничку и делиться своими мыслями и идеями со всем миром. В Netscape позднее даже добавили редактор, позволявший пользователям создавать веб-страницы визуально, как будто работая в текстовом процессоре (WYSIWYG, как это тогда называлось: what you see is what you get — что видишь, то и получаешь). Целью было дать возможность каждому, не обладающему техническими навыками, создать страничку.

-

Но страничку надо разместить где-то в Сети. Где же?

-

Нужен был сетевой хост, на котором можно было выложить страничку и поделиться её публичным адресом, чтоб люди могли её посетить. В идеале бы ещё и бесплатно, чтоб можно было попробовать это просто для развлечения, не особо заморачиваясь. Тут-то и появились Geocities, вместе с другими веб-хостингами, такими как Tripod, Fortunecity и Freeservers (в России это были Chat.ru, Narod.ru и подобные - прим.пер.). Они стали, пожалуй, самым мощным катализатором демократизации Сети.

-

Вид на Geocities из февраля 1998

-

Это было так просто — любой желающий мог создать бесплатную учётную запись и создать вебсайт, чтоб делиться своими идеями и хобби. И они делились! Люди создавали сайты, практически обо всём: музыке, философии, арт-проектах, псевдографических рисунках, конфетах и собственной жизни.

-

Ключевым моментом было то, что большинство этих людей, создателей сайтов, не были ни профессионалами, ни компаниями — просто люди, которые хотели поделиться своими интересами. Как я поступил в 2001, со своим неофициальным фан-сайтом немецкой группы Gamma Ray:

-

Фан-сайт группы Gamma Ray на Geocities, 2001

-

Но как хоть кто-нибудь должен узнать о существовании этих страничек? Гугла-то тогда не было. Существовали поисковые машины, такие как Lycos, Excite и Northern Lights, но они не шли ни в какое сравнение с современными поисковыми движками. Чтоб найти что-то нужное, недостаточно было просто ввести несколько слов и в пару кликов получить информацию.

-

Нет, сеть тогда больше напоминала путешествие. Это было место, в которое вы отправлялись, чтоб открыть новые пространства, это напоминало исследование открытого моря. Новое виртуальное пространство, которое приводило в разные странные, интересные, восхитительные места. Таковой была Сеть. По крайней мере, в нашем коллективном воображении.

-

Мастера и навигаторы

-

Сеть была иным местом в те годы, и для её описания использовали другие слова. В статье, озаглавленной Киберпространство, в старомодной манере, авторы из проекта Rhizome отмечают очень важную вещь:

+Parimal Satyal, 25 мая 2020 +Каждый редизайн сайта начинается со вдохновения. +Вдохновением для конкретно этого (https://neustadt.fr) послужили две странички: Чистый и читабельный вебсайт Андерса, вдохновивший на домашнюю страничку, и сайт Marijn, напомнивший, каким прикольным может быть веб. Цвета, графика, креативная навигация, интересные идеи... сам процесс прокликивания чьей-нибудь персональной странички в 2020м вызывает во мне ностальгию по Сети конца 90х и ранних 2000х, на которой я вырос. +Некоторые из вас, возможно, уже читали мою предыдущую статью Against an Increasingly User Hostile Web. В ней я утверждаю, что мы заменяем открытую Сеть, объединяющую и вдохновляющую, на ту, что ограничивает людей и превращает их в товар. Я говорил о том, что современная Сеть, следящая, разбухшая и огороженная, конфликтует с той открытой Сетью, что я люблю. И я был приятно удивлён тем, как много людей разделяют мои чувства, людей, писавших мне письма, ответы в собственных блогах и обсуждавших это на форумах. Несмотря на полуторагодовую давность, статья всё так же, к сожалению, отражает текущее состояние Сети. +Но то, что я наткнулся на сайт Marijn, вселило в меня надежду. Она провела меня по кроличьей норе множества других мелких вебсайтов, созданных людьми со всевозможными интересами: фильмы, авиация, музыка, искусство, компьютеры. Это напомнило мне о том, что креативная, персональная, прикольная Сеть, на которой я вырос, не превратилась в тень прошлого — она всё ещё здесь, в 2020. Просто надо знать, где искать. +И нет, я не к тому, что раньше всё было лучше. Не было. Были трояны, вредоносные программы, бесконечные всплывающие окна, отвратительные подходы к безопасности, несовместимость браузеров, тормозные Java-апплеты... Нет, технически современная сеть более безопасна и пригодна для использования. +Данное эссе — моя попытка показать вам, как может выглядеть независимая Сеть, чем она отличается от сайтов, доминирующих сегодня, почему она стоит того, чтоб её исследовать, и как легко стать её частью. +
+
+
+
+

Дизайн в ретро-стиле

+
+
+ +На моей домашней страничке я упоминаю, что этот сайт "дань уважения креативной сети 90х". И это не только потому, что на нём есть анимированные гифки и гостевая книга. Сам способ его создания — тот же, которым я пользовался при создании своих первых сайтов: всё написано на голом HTML. +Никаких систем управления контентом, никаких генераторов, шаблонов, тем, плагинов. Простая разметка и стиль — базовые кирпичики, из которых строится сеть. +Изначально я не планировал так поступать. Ранее я использовал генератор статических сайтов, чтоб получить чистый HTML, и просто работал над новым дизайном для него. Но моя трехлетняя установка node.js теперь долбила меня сообщениями об ошибках, говоря, что некоторые зависимости должны быть обновлены, и ч топлагин более не совеместим. Ну а так как я ленив, и не хотел чинить это всё, я подумал — а почему бы не делать всё руками, не создавая проблем на ровном месте. +Так я и сделал. Решил писать всё руками на чистом HTML и CSS, вручную вставляя ссылки на все страницы и даже заполняя RSS-ленту. И буду честным, давно я так не развлекался, создавая сайт, с тех пор как впервые начал играться с Microsoft Frontpage и Adobe Photoshop 4.0 в конце 90х/начале 2000х. +Такой подход не сработал бы с более крупным сайтом. Но в случае с малышом вроде моего, с десятком страниц, очевидны плюсы: никаких зависимостей, простота обслуживания, уверенность в будущем, легко перенести в другое место, и, самое главное, чертовски интересно в работе. Я засиживался до шести утра два дня подряд, работая над дизайном, не потому что не мог уснуть, а потому, что не желал останавливаться. Надо заметить, что около 30% времени было потрачено на прочёсывание GifCities.org и Internet Archive на предмет анимированных гифок и фоновых изображений. +Переработка дизайна сайта в такой манере сподвигла меня прошерстить архивы старых сайтов в поисках интересных реликвий из старой сети. Что, в свою очередь, привело меня на прикольные, креативные вебсайты, активно поддерживаемые до сих пор. +Для понимания, что эти мелкие сайты из себя представляют, и почему я считаю, что они важны, нам надо обратиться к прошлому. + +
+
+
+
+

Первые веб-страницы

+
+
+ +В девяностые Сеть пребывала во младенчестве. Возможно, вы знаете эту историю. +Её только-только, в 1991, изобрёл сэр Тим Бёрнерс-Ли, выпустив как общественное достояние в 1993м, делая тем самым доступной для использования и строительства всему миру. В самом начале Сеть была доступна преимущественно технически подкованнаму народу, благодаря протоколам тех времён, таких как Gopher [ныне живее всех живых - прим.пер.], FTP, Usenet и других. И до появления первого удобного графического браузера Mosaic, вышедшего в 1993, рядовому пользователю компьютера было непросто начать освоение Сети. Кто-то, как я, например, открыл Сеть позже, когда на сцену вышли Netscape Navigator — порождение Mosaic, ныне породившее Firefox и Internet Explorer. +Это было ужасно восхитительно. В отличие от традиционных СМИ, вы теперь могли взаимодействовать и принимать участие в происходящем. Это была первая всепланентная система связи, в которой кто угодно, где угодно в мире, мог создать собственную страничку и делиться своими мыслями и идеями со всем миром. В Netscape позднее даже добавили редактор, позволявший пользователям создавать веб-страницы визуально, как будто работая в текстовом процессоре (WYSIWYG, как это тогда называлось: what you see is what you get — что видишь, то и получаешь). Целью было дать возможность каждому, не обладающему техническими навыками, создать страничку. +Но страничку надо разместить где-то в Сети. Где же? +Нужен был сетевой хост, на котором можно было выложить страничку и поделиться её публичным адресом, чтоб люди могли её посетить. В идеале бы ещё и бесплатно, чтоб можно было попробовать это просто для развлечения, не особо заморачиваясь. Тут-то и появились Geocities, вместе с другими веб-хостингами, такими как Tripod, Fortunecity и Freeservers (в России это были Chat.ru, Narod.ru и подобные - прим.пер.). Они стали, пожалуй, самым мощным катализатором демократизации Сети. +
+Вид на Geocities из февраля 1998 +
+Это было так просто — любой желающий мог создать бесплатную учётную запись и создать вебсайт, чтоб делиться своими идеями и хобби. И они делились! Люди создавали сайты, практически обо всём: музыке, философии, арт-проектах, псевдографических рисунках, конфетах и собственной жизни. +Ключевым моментом было то, что большинство этих людей, создателей сайтов, не были ни профессионалами, ни компаниями — просто люди, которые хотели поделиться своими интересами. Как я поступил в 2001, со своим неофициальным фан-сайтом немецкой группы Gamma Ray: +
+Фан-сайт группы Gamma Ray на Geocities, 2001 +
+Но как хоть кто-нибудь должен узнать о существовании этих страничек? Гугла-то тогда не было. Существовали поисковые машины, такие как Lycos, Excite и Northern Lights, но они не шли ни в какое сравнение с современными поисковыми движками. Чтоб найти что-то нужное, недостаточно было просто ввести несколько слов и в пару кликов получить информацию. +Нет, сеть тогда больше напоминала путешествие. Это было место, в которое вы отправлялись, чтоб открыть новые пространства, это напоминало исследование открытого моря. Новое виртуальное пространство, которое приводило в разные странные, интересные, восхитительные места. Таковой была Сеть. По крайней мере, в нашем коллективном воображении. +
+
+
+
+

Мастера и навигаторы

+
+
+ +Сеть была иным местом в те годы, и для её описания использовали другие слова. В статье, озаглавленной Киберпространство, в старомодной манере, авторы из проекта Rhizome отмечают очень важную вещь:
-

Современные браузеры стараются быть невидимыми, сливаясь с визуальным окружением рабочей станции, пытаясь убедить пользователя, что "облако" — это продолжение его жёсткого диска. В 90е дизайн браузера придерживался противоположного подхода, используя иконографию, ассоциируемую с путешествиями, чтоб передать ощущение отправки в путешествие. Netscape Navigator, использовавший штурвал в своём логотипе, давал очень явную отсылку к морскому происхождению префикса "cyber", Internet Explorer же своим лого обещал взять пользователя в путешествие вокруг земного шара.

+Современные браузеры стараются быть невидимыми, сливаясь с визуальным окружением рабочей станции, пытаясь убедить пользователя, что "облако" — это продолжение его жёсткого диска. В 90е дизайн браузера придерживался противоположного подхода, используя иконографию, ассоциируемую с путешествиями, чтоб передать ощущение отправки в путешествие. Netscape Navigator, использовавший штурвал в своём логотипе, давал очень явную отсылку к морскому происхождению префикса "cyber", Internet Explorer же своим лого обещал взять пользователя в путешествие вокруг земного шара.
-

старые логотипы Netscape Navigator и Internet Explorer

-

Навигация. Исследование. Просмотр. Сёрфинг. Сеть была сродни виртуальному представлению физического пространства. Был даже англоязычный термин webspace (сетевое пространство). В Geocities это выражалось концепцией Соседств — так назывались категории сайтов, например Зона51 для научной фантастики, Хартленд для семей и домашних животных, ТропическийЛес для проблем окружающей среды, Вена для классической музыки, МысКанаверал для науки и математики.

-

Соседства Geocities, 1998

-

Ещё одно слово, часто использовавшееся во времена Geocities, ныне вышедшее из обихода, "вебмастер". Идея была в том, что вы создавали место в Сети, в которым вы были хозяином (мастером). Вы приветствовали поетителей (иногда экраном заставки), проводили их по окрестностями, объясняя, о чём это место и какие пространства для них доступны (как правило, на домашней страничке), и напоминали им оставить заметку в гостевой книге, прежде чем отправиться восвояси.

-

Но семантика Сети былых времён имела смысл только в контексте практического взаимодействия с ней. Вы крайне редко заходили за чем-то одним, с тем, чтоб сразу уйти обратно. Вы, как правило заходили на вебсайт, и осматривались вокруг. Вы обозревали.

-

Это отсылает нас к изначальному вопросу о том, как же интернавты обнаруживали ваш сайт впервые. Вы были везунчиком, если ваш сайт отображался в догугловских поисковиках, но даже если он там появлялся, это, скорее всего, значило, что кто-то активно ищет именно его. Но ведь не каждый посетитель вашего сайта действительно искал чего-то конкретного. Они могли просто разыскивать вебсайты на интересующую их тематику.

-

Одним из способов сделать это были каталоги сайтов, такие как Соседства Geocities (или, например, Rambler, Улитка и Апорт в рунете — прим. пер.): списки вебсайтов, часто разделённые на категории и подкатегории. Фактически, большинство поисковиков были также каталогами, или порталами, как их тогда называли.

-

1997 - Excite, совмещающий в себе каталог сайтов, организованных в каналы, и поисковик

-

Одним из крупнейших был DMOZ open-directory project, основанный на каталогах Mozilla, чьей целью было "создать наиболее всеобъемлющий каталог Сети, опираясь на огромную армию редакторов-волонтёров". Вы и сейчас можете просмотреть версию этого каталога 2001 года для осознания того, как это работало.

-

Другой способ обнаружения новых вебсайтов опирался на ключевую особенность Сети — гиперссылки. Вы заходили на один сайт и обнаруживали путь на множество других, примерно как если вы сейчас зайдёте в мой раздел "Retro stuff" и проследуете по одной из ссылок на что-нибудь интересное, где-то в сети. Идея перекрёстных ссылок между сайтами была обыденностью; большинство сайтов имели страницы "ссылки" со своей собственной персональной коллекцией интересных страниц.

-

Перекрёстные ссылки были основным способом, которым лично я обнаруживал свои любимые сайты, которые потом добавлял в закладки, чтоб иметь возможность зайти снова. Фактически, практика перекрёстных ссылок включала интересный культурный элемент: сетевые кольца (webrings).

-

Пример сетевого кольца на тему Европейской истории

-

Сетевые кольца были "круговыми" коллекциями вебсайтов, зачастую созданными вокруг одной темы. Идея была в том, что вы могли переходить с одного сайта на другой, щёлкая на кнопки "следующий" или "предыдущий", которые каждый член Кольца размещал внизу своей домашней странички. Теперь они тоже практически исчезли.

-

Современные привратники

-

Сегодня большая часть времени, проводимого в сети, проходит либо непосредственно на небольшом количестве доминирующих платформ вроде Facebook/ВК, либо опосредовано через них.

-

Столь огромное количество "контента" постоянно пропихивается через вас, как пользователя, что нынче редко кто из нас решается на самостоятельное исследование и поиск. Нам просто не нужно. Но эти платформы процветают на "вовлечении пользователя" — лайки, комментарии, репосты — и их алгоритмы предпочитают демонстрировать тот контент, что генерирует нужное поведение. Вместо обозревания, Сеть сейчас для большинства пользователей — бесконечный и зачастую ошеломляющий поток контента и комментариев, отобранных алгоритмами, основанными на том, что, по их мнению, вам уже нравится, и что вовлечёт вас. Эта практика прямо противоположна исследованию.

-

Когда вы не получаете информацию пассивно, а вместо этого активно ищете что-либо, вас, скорее всего, затянет в единую точку сингулярности, где сейчас находятся 87% всех пользователей сети — Google.

-

Гугл стал де-факто привратником сети, судьёй, решающим, что полезно, и что достойно быть увиденным. Большинство сайтов, ссылки на которые вы обнаружите на первой странице поисковой выдачи, то есть те, на которые вы скорее всего кликните - менее 1% пользователей нажимают на ссылки на второй странице — специально разработаны, чтоб попасть туда, отпимизированы под алгоритмы Гугла. Одно из последствий этого — большинство вебсайтов, на которые люди переходят "естественным образом", созданы профессионалами и маркетологами, "позиционирующими" их на нужных ключевых словах. Это означает, что малая, любительская сеть прячется в тени сетевых профессионалов, строящих дизайн вокруг специфических ключевых слов и аудитории.

-

Запрос bartending recipes в Гугле не приведёт вас в Малую Сеть

-

Google монополизировал не только поиск — остальные поисковики, такие как Bing, DuckDuckGo и Quant всё ещё далеко позади — это ещё и крупнейшая торговая площадка. В прошлом году 31% мировых затрат на рекламу ($103,73 миллиарда) пришлись на площадки Google. Власть, которую даёт такое положение, вкупе с присутствием практически на каждом крупном сайте (посредством широко распространённой платформы аналитики (относительно конфиденциальности которой имеются обоснованные сомнения ) означает, что он может активно продвигать своё собственное видение Сети.

-

И эта сеть сильно отличается от "малой сети", создаваемой вебмастерами 90х и ранних 2000х. Сеть Google обладает другим набором ценностей и терминологией, что приходит с ними: персонализация, взгляды, вовлечение, конверсия, производительность, оптимизация.

-

Коммерческая (маркетинговая) Сеть

-

В сети всегда было место коммерции и маркетингу.

-

Amazon уже в 1995 году продавал книги онлайн, eBay был запущен в 1997, а Dell к концу того же года продал оборудования больше, чем на миллион долларов. К 2000м, невзирая на крах доткомов, сетевая коммерция росла. Это развитие было естественным — сеть позволила продавцам контактировать с более удалёнными клиентами, без необходимости опираться на телефонные заказы, факс или почтовую систему. Коммерческая сеть сосуществовала и росла вместе с частной, любительской. Открытая природа сети означала, что любые сайты могут процветать.

-

Но сегодняшняя Сеть по большей части коммерческая. Малая сеть любителей не имеет ни ресурсов, ни желания конкурировать за видимость и аудиторию тем способом, которым это делает сеть коммерческая.

-

Компании и маркетологи осознали, что сеть предоставила новые возможности для продажи большего количества товара, и таргетирования пользователей на основе отслеживания их сетевой активности. Они принялись вкладывать деньги в цифровые рекламные стратегии, анализируя, как люди используют сеть, о чём говорят, что ищут и на что нажимают. Маркетинговые компании убедили брэнды, что те должны присутствовать в сети и производить контент, чтоб быть более релевантными, потому что их клиенты уже там. Они изобрели такие термины как "нативная реклама" и "спонсорский контент" (это контент, созданный так, чтоб выглядеть как обычная статья, но по сути являющийся оплаченной рекламой). Компании начали вбухивать деньги в цифровые стратегии, чтоб понимать и влиять на поведение интернет-пользователей по их желанию.

-

Такие конторы как Quantcast предлагают детальный анализ поведенческих и психографических данных на нас — пользователй, включающие наши действия на различных веб-сайтах, позволяя маркетологам отслеживать и влиять на нас

-

С такой стратегией относительно контента, аналитикой (инфраструктура слежки, о которой я говорил в предыдущей статье и поисковой оптимизацией, коммерческая сеть привнесла принципиально отличный набор приоритетов: вовлечь "аудиторию", обратить её и удержать как можно дольше.

-

Для них Сеть — всего лишь один из каналов торговли.

-

В сравнении с Малой сетью, коммерческая — расчётливая и хищническая. Она способна динамически генерировать сотни страниц вокруг любого распространённого поискового запроса. Она может отслеживать пользователя на множестве сайтов, анализируя его действия, и используя эту информацию для более точного таргетирования. И у неё очень серьёзные ресурсы. За прошлый год компании потратили более 300 миллиардов евро на онлайн-рекламу, большая часть из которых пошла тем самым привратникам — Google и Facebook — которые продают ис способность лучше таргетировать вас, базируясь на той информации, которую вы им дали.

-

Всё это говорит о том, что пользователи сети пришли к тому, что взаимодействуют они большую часть времени в видимой хищнической коммерческой сети, в то время как множество мелких любительских сайтов остаются скрытыми информационным шумом.

-

Продукто-ориентированный вебсайт

-

Дизайн современной коммерческой сети "стерилен": он прилизан, он следует конвенциям и оптимизирован для эффективности. Это — одна из причин, почему так много вебсайтов, которые вы посещаете сегодня, выглядят одинаково. Кодекс коммерческой сети стал настолько доминантным, что мы просто забыли, что малая сеть всё ещё существует, и имеет абсолютно иные приоритеты.

-

Современные принципы веб-дизайна крайне редко нацелены на обычного человека, ищущего, как создать свой вебсайт или ищущего что-то, в чём он заинтересован. Вместо этого они фокусируются на эффективных вебсайтах:

+
+старые логотипы Netscape Navigator и Internet Explorer +
+Навигация. Исследование. Просмотр. Сёрфинг. Сеть была сродни виртуальному представлению физического пространства. Был даже англоязычный термин webspace (сетевое пространство). В Geocities это выражалось концепцией Соседств — так назывались категории сайтов, например Зона51 для научной фантастики, Хартленд для семей и домашних животных, ТропическийЛес для проблем окружающей среды, Вена для классической музыки, МысКанаверал для науки и математики. +
+Соседства Geocities, 1998 +
+Ещё одно слово, часто использовавшееся во времена Geocities, ныне вышедшее из обихода, "вебмастер". Идея была в том, что вы создавали место в Сети, в которым вы были хозяином (мастером). Вы приветствовали поетителей (иногда экраном заставки), проводили их по окрестностями, объясняя, о чём это место и какие пространства для них доступны (как правило, на домашней страничке), и напоминали им оставить заметку в гостевой книге, прежде чем отправиться восвояси. +Но семантика Сети былых времён имела смысл только в контексте практического взаимодействия с ней. Вы крайне редко заходили за чем-то одним, с тем, чтоб сразу уйти обратно. Вы, как правило заходили на вебсайт, и осматривались вокруг. Вы обозревали. +Это отсылает нас к изначальному вопросу о том, как же интернавты обнаруживали ваш сайт впервые. Вы были везунчиком, если ваш сайт отображался в догугловских поисковиках, но даже если он там появлялся, это, скорее всего, значило, что кто-то активно ищет именно его. Но ведь не каждый посетитель вашего сайта действительно искал чего-то конкретного. Они могли просто разыскивать вебсайты на интересующую их тематику. +Одним из способов сделать это были каталоги сайтов, такие как Соседства Geocities (или, например, Rambler, Улитка и Апорт в рунете — прим. пер.): списки вебсайтов, часто разделённые на категории и подкатегории. Фактически, большинство поисковиков были также каталогами, или порталами, как их тогда называли. +
+1997 - Excite, совмещающий в себе каталог сайтов, организованных в каналы, и поисковик +
+Одним из крупнейших был DMOZ open-directory project, основанный на каталогах Mozilla, чьей целью было "создать наиболее всеобъемлющий каталог Сети, опираясь на огромную армию редакторов-волонтёров". Вы и сейчас можете просмотреть версию этого каталога 2001 года для осознания того, как это работало. +Другой способ обнаружения новых вебсайтов опирался на ключевую особенность Сети — гиперссылки. Вы заходили на один сайт и обнаруживали путь на множество других, примерно как если вы сейчас зайдёте в мой раздел "Retro stuff" и проследуете по одной из ссылок на что-нибудь интересное, где-то в сети. Идея перекрёстных ссылок между сайтами была обыденностью; большинство сайтов имели страницы "ссылки" со своей собственной персональной коллекцией интересных страниц. +Перекрёстные ссылки были основным способом, которым лично я обнаруживал свои любимые сайты, которые потом добавлял в закладки, чтоб иметь возможность зайти снова. Фактически, практика перекрёстных ссылок включала интересный культурный элемент: сетевые кольца (webrings). +
+Пример сетевого кольца на тему Европейской истории +
+Сетевые кольца были "круговыми" коллекциями вебсайтов, зачастую созданными вокруг одной темы. Идея была в том, что вы могли переходить с одного сайта на другой, щёлкая на кнопки "следующий" или "предыдущий", которые каждый член Кольца размещал внизу своей домашней странички. Теперь они тоже практически исчезли. +
+
+
+
+

Современные привратники

+
+
+ + +Сегодня большая часть времени, проводимого в сети, проходит либо непосредственно на небольшом количестве доминирующих платформ вроде Facebook/ВК, либо опосредовано через них. +Столь огромное количество "контента" постоянно пропихивается через вас, как пользователя, что нынче редко кто из нас решается на самостоятельное исследование и поиск. Нам просто не нужно. Но эти платформы процветают на "вовлечении пользователя" — лайки, комментарии, репосты — и их алгоритмы предпочитают демонстрировать тот контент, что генерирует нужное поведение. Вместо обозревания, Сеть сейчас для большинства пользователей — бесконечный и зачастую ошеломляющий поток контента и комментариев, отобранных алгоритмами, основанными на том, что, по их мнению, вам уже нравится, и что вовлечёт вас. Эта практика прямо противоположна исследованию. +Когда вы не получаете информацию пассивно, а вместо этого активно ищете что-либо, вас, скорее всего, затянет в единую точку сингулярности, где сейчас находятся 87% всех пользователей сети — Google. +Гугл стал де-факто привратником сети, судьёй, решающим, что полезно, и что достойно быть увиденным. Большинство сайтов, ссылки на которые вы обнаружите на первой странице поисковой выдачи, то есть те, на которые вы скорее всего кликните - менее 1% пользователей нажимают на ссылки на второй странице — специально разработаны, чтоб попасть туда, отпимизированы под алгоритмы Гугла. Одно из последствий этого — большинство вебсайтов, на которые люди переходят "естественным образом", созданы профессионалами и маркетологами, "позиционирующими" их на нужных ключевых словах. Это означает, что малая, любительская сеть прячется в тени сетевых профессионалов, строящих дизайн вокруг специфических ключевых слов и аудитории. +
+Запрос bartending recipes в Гугле не приведёт вас в Малую Сеть +
+Google монополизировал не только поиск — остальные поисковики, такие как Bing, DuckDuckGo и Quant всё ещё далеко позади — это ещё и крупнейшая торговая площадка. В прошлом году 31% мировых затрат на рекламу ($103,73 миллиарда) пришлись на площадки Google. Власть, которую даёт такое положение, вкупе с присутствием практически на каждом крупном сайте (посредством широко распространённой платформы аналитики (относительно конфиденциальности которой имеются обоснованные сомнения ) означает, что он может активно продвигать своё собственное видение Сети. +И эта сеть сильно отличается от "малой сети", создаваемой вебмастерами 90х и ранних 2000х. Сеть Google обладает другим набором ценностей и терминологией, что приходит с ними: персонализация, взгляды, вовлечение, конверсия, производительность, оптимизация. +
+
+
+
+

Коммерческая (маркетинговая) Сеть

+
+
+ + +В сети всегда было место коммерции и маркетингу. +Amazon уже в 1995 году продавал книги онлайн, eBay был запущен в 1997, а Dell к концу того же года продал оборудования больше, чем на миллион долларов. К 2000м, невзирая на крах доткомов, сетевая коммерция росла. Это развитие было естественным — сеть позволила продавцам контактировать с более удалёнными клиентами, без необходимости опираться на телефонные заказы, факс или почтовую систему. Коммерческая сеть сосуществовала и росла вместе с частной, любительской. Открытая природа сети означала, что любые сайты могут процветать. +Но сегодняшняя Сеть по большей части коммерческая. Малая сеть любителей не имеет ни ресурсов, ни желания конкурировать за видимость и аудиторию тем способом, которым это делает сеть коммерческая. +Компании и маркетологи осознали, что сеть предоставила новые возможности для продажи большего количества товара, и таргетирования пользователей на основе отслеживания их сетевой активности. Они принялись вкладывать деньги в цифровые рекламные стратегии, анализируя, как люди используют сеть, о чём говорят, что ищут и на что нажимают. Маркетинговые компании убедили брэнды, что те должны присутствовать в сети и производить контент, чтоб быть более релевантными, потому что их клиенты уже там. Они изобрели такие термины как "нативная реклама" и "спонсорский контент" (это контент, созданный так, чтоб выглядеть как обычная статья, но по сути являющийся оплаченной рекламой). Компании начали вбухивать деньги в цифровые стратегии, чтоб понимать и влиять на поведение интернет-пользователей по их желанию. +
+Такие конторы как Quantcast предлагают детальный анализ поведенческих и психографических данных на нас — пользователй, включающие наши действия на различных веб-сайтах, позволяя маркетологам отслеживать и влиять на нас +
+С такой стратегией относительно контента, аналитикой (инфраструктура слежки, о которой я говорил в предыдущей статье и поисковой оптимизацией, коммерческая сеть привнесла принципиально отличный набор приоритетов: вовлечь "аудиторию", обратить её и удержать как можно дольше. +Для них Сеть — всего лишь один из каналов торговли. +В сравнении с Малой сетью, коммерческая — расчётливая и хищническая. Она способна динамически генерировать сотни страниц вокруг любого распространённого поискового запроса. Она может отслеживать пользователя на множестве сайтов, анализируя его действия, и используя эту информацию для более точного таргетирования. И у неё очень серьёзные ресурсы. За прошлый год компании потратили более 300 миллиардов евро на онлайн-рекламу, большая часть из которых пошла тем самым привратникам — Google и Facebook — которые продают ис способность лучше таргетировать вас, базируясь на той информации, которую вы им дали. +Всё это говорит о том, что пользователи сети пришли к тому, что взаимодействуют они большую часть времени в видимой хищнической коммерческой сети, в то время как множество мелких любительских сайтов остаются скрытыми информационным шумом. +
+
+
+
+

Продукто-ориентированный вебсайт

+
+
+ +Дизайн современной коммерческой сети "стерилен": он прилизан, он следует конвенциям и оптимизирован для эффективности. Это — одна из причин, почему так много вебсайтов, которые вы посещаете сегодня, выглядят одинаково. Кодекс коммерческой сети стал настолько доминантным, что мы просто забыли, что малая сеть всё ещё существует, и имеет абсолютно иные приоритеты. +Современные принципы веб-дизайна крайне редко нацелены на обычного человека, ищущего, как создать свой вебсайт или ищущего что-то, в чём он заинтересован. Вместо этого они фокусируются на эффективных вебсайтах:
-

Не используйте слишком много цветов. Пишите короткие цепляющие вводные. Не позволяйте контенту быть слишком длинным. Оптимизируйте для SEO. Выпускайте видео-контент, продолжительность концентрации внимания уменьшается. Используйте очевидный призыв к действию. Пропихивайте свою подписку. Держите важную информацию выше края. Не заставляйте пользователя думать. Следуйте конвенциям.

-
-

Универсальные принципы дизайна, улучшающие конверсию

-

Современные вебсайты разработаны так, чтоб направлять поведение пользователя к определённым целям: покупка, нажатие, распространение или подписка. Слова, цвета, сообщения — подчинены этим целям, как упаковка продуктов в супермаркете.

-

Статья 2008 года в Smashing Magazine под названием 10 принципов хорошего дизайна вебсайта на вершине поисковой выдачи, когда я искал "хороший веб-дизайн" в процессе написания этого эссе. Есть множество других, зачастую более новых, но все они в общей сложности говорят одно и то же. Автор конкретно этой статьи даже вполне ясно начинает её так: «... дизайн, построенный вокруг пользователя, зарекомендовал себя как стандартный подход в успешном и ориентированном на прибыль веб-дизайне».

-

Но сеть не всегда "ориентирована на прибыль", и ей уж точно не нужно быть "построенной вокруг пользователя" (и я это заявляю, как UX-консультант). В противном случае места для творчества и самовыражения оставалось бы ничтожно мало. Богатое разнообразие сети было бы низведено к онлайновому эквиваленту массивного, организованного, стерильного торгового центра, призванного стимулировать продажи. Нет, сеть не может быть и "построенной вокруг автора", вокруг хобби или собак!

-

Стоит помнить, что сайт не обязательно должен быть продуктом — он может быть объектом искусства. Сеть — ещё и творческое и культурное пространство, которое не должно ограничивать себя соглашениями, навязанными коммерческим дизайном продукта или маркетингом.

-

Сеть как творческое пространство

-

С доминированием коммерческой сети и упорядочиванием их кодекса и технологий, большинству людей легко подумать, будто сеть — это сложная машина. Большинство сайтов сегодня создаются сложными системами управления контентом, стратегиями SEO и SMM, множеством плагинов, детализированной аналитикой и отслеживанием аудитории, оптимизированными под разные контрольные точки и обслуживаемыми глобальными CDN.

-

Но сеть-то намного проще. Вам, на самом деле, нужно две вещи: вебсервер и HTML (ну и базовый CSS для разметки). И вам не нужно делать его "user-centered" — как ранние вебмастеры на Geocities выстругивали свой собственный уголок в сети, вы можете выразить себя в любой манере, которой захотите. В этом разница между продуктом и искусством.

-

Художник не станет добавлять больше красного цвета в рисунок или изменять композицию только потому, что маркетинговые исследования показывают, что людям это больше нравится. Это видение творца — кому-то понравится, кому-то нет. Но это творение, по своим правилам. Вопрос "эффективности" здесь просто бессмысленен. И то же самое касается Малой Сети.

-

Если коммерческая сеть — "промышленная", то можно сказать, что Малая Сеть — "кустарная". Одно не лучше другого. Они служат разным целям и могут сосуществовать в открытой сети. И тем не менее, было бы стыдно проводить время только в коммерческой Сети, не давая себе возможности изучить творчество, страстность и причудливость Малой Сети.

-

И чтобы продемонстрировать вам, насколько сильно она может отличаться от современных вебсайтов, я собрал для вас несколько примеров, которыми проиллюстрирую богатство Малой Сети.

-

Моменты прошлого

-

Сперва посмотрим на маленькие вебсайты из прошлого, и после двинемся к тем, что живут и здравствуют ныне.

-

За возможность откопать эти сайты и предоставить вам доступ к ним, я благодарю поразительную работу по архивированию Сети, выполненную:

+Не используйте слишком много цветов. Пишите короткие цепляющие вводные. Не позволяйте контенту быть слишком длинным. Оптимизируйте для SEO. Выпускайте видео-контент, продолжительность концентрации внимания уменьшается. Используйте очевидный призыв к действию. Пропихивайте свою подписку. Держите важную информацию выше края. Не заставляйте пользователя думать. Следуйте конвенциям. +
+Универсальные принципы дизайна, улучшающие конверсию
+Современные вебсайты разработаны так, чтоб направлять поведение пользователя к определённым целям: покупка, нажатие, распространение или подписка. Слова, цвета, сообщения — подчинены этим целям, как упаковка продуктов в супермаркете. +Статья 2008 года в Smashing Magazine под названием 10 принципов хорошего дизайна вебсайта на вершине поисковой выдачи, когда я искал "хороший веб-дизайн" в процессе написания этого эссе. Есть множество других, зачастую более новых, но все они в общей сложности говорят одно и то же. Автор конкретно этой статьи даже вполне ясно начинает её так: «... дизайн, построенный вокруг пользователя, зарекомендовал себя как стандартный подход в успешном и ориентированном на прибыль веб-дизайне». +Но сеть не всегда "ориентирована на прибыль", и ей уж точно не нужно быть "построенной вокруг пользователя" (и я это заявляю, как UX-консультант). В противном случае места для творчества и самовыражения оставалось бы ничтожно мало. Богатое разнообразие сети было бы низведено к онлайновому эквиваленту массивного, организованного, стерильного торгового центра, призванного стимулировать продажи. Нет, сеть не может быть и "построенной вокруг автора", вокруг хобби или собак! +Стоит помнить, что сайт не обязательно должен быть продуктом — он может быть объектом искусства. Сеть — ещё и творческое и культурное пространство, которое не должно ограничивать себя соглашениями, навязанными коммерческим дизайном продукта или маркетингом. +
+
+
+
+

Сеть как творческое пространство

+
+
+ +С доминированием коммерческой сети и упорядочиванием их кодекса и технологий, большинству людей легко подумать, будто сеть — это сложная машина. Большинство сайтов сегодня создаются сложными системами управления контентом, стратегиями SEO и SMM, множеством плагинов, детализированной аналитикой и отслеживанием аудитории, оптимизированными под разные контрольные точки и обслуживаемыми глобальными CDN. +Но сеть-то намного проще. Вам, на самом деле, нужно две вещи: вебсервер и HTML (ну и базовый CSS для разметки). И вам не нужно делать его "user-centered" — как ранние вебмастеры на Geocities выстругивали свой собственный уголок в сети, вы можете выразить себя в любой манере, которой захотите. В этом разница между продуктом и искусством. +Художник не станет добавлять больше красного цвета в рисунок или изменять композицию только потому, что маркетинговые исследования показывают, что людям это больше нравится. Это видение творца — кому-то понравится, кому-то нет. Но это творение, по своим правилам. Вопрос "эффективности" здесь просто бессмысленен. И то же самое касается Малой Сети. +Если коммерческая сеть — "промышленная", то можно сказать, что Малая Сеть — "кустарная". Одно не лучше другого. Они служат разным целям и могут сосуществовать в открытой сети. И тем не менее, было бы стыдно проводить время только в коммерческой Сети, не давая себе возможности изучить творчество, страстность и причудливость Малой Сети. +И чтобы продемонстрировать вам, насколько сильно она может отличаться от современных вебсайтов, я собрал для вас несколько примеров, которыми проиллюстрирую богатство Малой Сети. +
+
+
+
+

Моменты прошлого

+
+
+ +Сперва посмотрим на маленькие вебсайты из прошлого, и после двинемся к тем, что живут и здравствуют ныне. +За возможность откопать эти сайты и предоставить вам доступ к ним, я благодарю поразительную работу по архивированию Сети, выполненную:
    -
  • Internet Archive - благодаря 439 миллиардам веб-страниц, сохранённым с середины 90х, позволяет путешествовать во времени, и видеть, как сайты выглядели раньше

    +
  • Internet Archive - благодаря 439 миллиардам веб-страниц, сохранённым с середины 90х, позволяет путешествовать во времени, и видеть, как сайты выглядели раньше
  • -
  • Restorativland — "восстановленная виртуальная галерея архивных сайтов Geocities, отсортированных по соседству"

    +
  • Restorativland — "восстановленная виртуальная галерея архивных сайтов Geocities, отсортированных по соседству"
-

Перейдём к примерам.

-

A Laurel & Hardy Fansite

-

Фан-сайт, созданный в 1998, посвящённый комедийному дуету Стена Лорела и Оливера Харди. Вот что о сайте говорит его автор:

+ +

Перейдём к примерам.

+

+

A Laurel & Hardy Fansite

+Фан-сайт, созданный в 1998, посвящённый комедийному дуету Стена Лорела и Оливера Харди. Вот что о сайте говорит его автор:
-

На этом вебсайте вы найдёте: более сотни фотографий, небольшую коллекцию звуковых файлов, полный набор фильмов — от эры немого кино до звукового. Когда-нибудь задумывались, о чём они поют? Отправляйтесь на страницу текстов и читайте. Лорел и Харди были звёздами, но они никогда не добились бы этого без помощи других людей. Вы можете посмотреть, кто это был на странице Актёрский Состав.

+На этом вебсайте вы найдёте: более сотни фотографий, небольшую коллекцию звуковых файлов, полный набор фильмов — от эры немого кино до звукового. Когда-нибудь задумывались, о чём они поют? Отправляйтесь на страницу текстов и читайте. Лорел и Харди были звёздами, но они никогда не добились бы этого без помощи других людей. Вы можете посмотреть, кто это был на странице Актёрский Состав.
-

Если вы перейдёте на страницу информации, вы обнаружите, что в разделе "зачем" ответ просто "а почему нет!!". И действительно — почему бы нет!

-

-

Visit A Laurel & Hardy Fansite on Restorativland

-

Fractal explorer

-

Сайт Фабио Цесари (на тот момент — 24-летний студент компьютерной специальности Университета Болоньи, Италия), полностью посвящённый фракталам. Включает очень ясные объяснения, галереи изображений и пошаговые инструкции:

+Если вы перейдёте на страницу информации, вы обнаружите, что в разделе "зачем" ответ просто "а почему нет!!". И действительно — почему бы нет! +
+
+Visit A Laurel & Hardy Fansite on Restorativland +

+

+

Fractal explorer

+Сайт Фабио Цесари (на тот момент — 24-летний студент компьютерной специальности Университета Болоньи, Италия), полностью посвящённый фракталам. Включает очень ясные объяснения, галереи изображений и пошаговые инструкции:
-

Многие люди, должно быть, были очарованы бесконечной сложностью и красотой фракталов. Я написал это краткое руководство, чтоб объяснить простыми словами, как генерируются множества Мандельброта и Жюлиа. Этот документ предоставляет неформальное введение в эти темы, и рассматривается исключительно как точка отсчёта в изучении информации о фракталах и фрактальной геометрии.

+Многие люди, должно быть, были очарованы бесконечной сложностью и красотой фракталов. Я написал это краткое руководство, чтоб объяснить простыми словами, как генерируются множества Мандельброта и Жюлиа. Этот документ предоставляет неформальное введение в эти темы, и рассматривается исключительно как точка отсчёта в изучении информации о фракталах и фрактальной геометрии.
-

-

Visit Fractal Explorer on Internet Archive

-

The National Coca-Cola Bottle Clearing House

-

Этот сайт — почти наверняка исчерпывающий список всех юбилейных бутылок Coca-Cola начиная с 70х. Встречаются неожиданные пункты. Например, знали ли вы, что была специальная бутылка в 240мл для выставки Dominos Pizza International Expo 1991 года, как и вообще о существовании такой выставки? Или 300мл бутылка к Английской Королевской Свадьбе 1982 года?

-

-

Visit The National Coca-Cola Bottle Clearing House on Restorativland

-

NetHistory

-

До интернета существовал BITNET, "мировой лидер сетевых коммуникаций для исследовательских и учебных заведений, помог заложить основу для последующего внедрения интернета, особенно за пределами США". ( LivingInternet.com )

-

Этот вебсайт — "неофициальная история BITNET и интернета":

+
+ +
+Visit Fractal Explorer on Internet Archive +

+

+

The National Coca-Cola Bottle Clearing House

+Этот сайт — почти наверняка исчерпывающий список всех юбилейных бутылок Coca-Cola начиная с 70х. Встречаются неожиданные пункты. Например, знали ли вы, что была специальная бутылка в 240мл для выставки Dominos Pizza International Expo 1991 года, как и вообще о существовании такой выставки? Или 300мл бутылка к Английской Королевской Свадьбе 1982 года? +

+Visit The National Coca-Cola Bottle Clearing House on Restorativland +

+

+

NetHistory

+До интернета существовал BITNET, "мировой лидер сетевых коммуникаций для исследовательских и учебных заведений, помог заложить основу для последующего внедрения интернета, особенно за пределами США". ( LivingInternet.com ) +Этот вебсайт — "неофициальная история BITNET и интернета":
-

Если вам нужна сухая, формальная история Интернета, вы не по адресу. Назначение NetHistory в том, чтоб дат вам прочувствовать, каково было в дни становления BITNET и интернета. Надеемся, мы дадим вам некоторый обзор и приведём к пониманию опыта раннего Internet (хотя можно утверждать, что рассматриваемый опыт во многом схож с сиденем перед терминалом мэйнфрейма среди ночи под гудение Twinkie-and-Jolt). Ну, в худшем случае, развлечётесь

+Если вам нужна сухая, формальная история Интернета, вы не по адресу. Назначение NetHistory в том, чтоб дат вам прочувствовать, каково было в дни становления BITNET и интернета. Надеемся, мы дадим вам некоторый обзор и приведём к пониманию опыта раннего Internet (хотя можно утверждать, что рассматриваемый опыт во многом схож с сиденем перед терминалом мэйнфрейма среди ночи под гудение Twinkie-and-Jolt). Ну, в худшем случае, развлечётесь
-

У NetHistory есть обширные архивы публикаций ранних сетей (VM/COM, NetMonth, FSFNet, DargonZine, Nutworks, The Gilding Byte например), и "точки зрения людей, которые были там, когда творилась история BITNET и Internet"

-

-

Visit NetHistory on Internet Archive

-

joan stark's ASCII Art Gallery

-

Находите текстовое творчество скучным? Этому художнику есть, что вам сказать:

+У NetHistory есть обширные архивы публикаций ранних сетей (VM/COM, NetMonth, FSFNet, DargonZine, Nutworks, The Gilding Byte например), и "точки зрения людей, которые были там, когда творилась история BITNET и Internet" +

+Visit NetHistory on Internet Archive +

+

+

joan stark's ASCII Art Gallery

+Находите текстовое творчество скучным? Этому художнику есть, что вам сказать:
-

Вы передумаете после посещения этого вебсайта. Графика с низкой пропускной способностью — намного больше, чем смайлики и эмотиконы. ASCII Art развился за пределы простой техники компьютерной графики и стал популярной формой искусства. Вы будете поражены, что можно создать используюя только символы ASCII (American Standard Code of Information Interchange). Часть текстовой графики на этом сайте раскрашена с помощью html, часть — просто текст. И все эти произведения уникальны, созданы вручную, и определённо не то же самое, что старые скучные текстовки, которые вы, должно быть, ожидали увидеть!

+Вы передумаете после посещения этого вебсайта. Графика с низкой пропускной способностью — намного больше, чем смайлики и эмотиконы. ASCII Art развился за пределы простой техники компьютерной графики и стал популярной формой искусства. Вы будете поражены, что можно создать используюя только символы ASCII (American Standard Code of Information Interchange). Часть текстовой графики на этом сайте раскрашена с помощью html, часть — просто текст. И все эти произведения уникальны, созданы вручную, и определённо не то же самое, что старые скучные текстовки, которые вы, должно быть, ожидали увидеть!
-

-

Visit joan stark's ASCII Art Galleryon Internet Archive

-

Настоящее время

-

Сколь бы ни был я восхищён артефактами прошлого, ещё больший восторг я испытал, узнав, что Малая Сеть всё ещё существует, как и в моём детстве. Она просто стала менее заметна. Среди проектов, вносящих вклад в её жизнь, три показались мне особенно захватывающими:

+
+
+Visit joan stark's ASCII Art Galleryon Internet Archive +

+
+
+
+
+

Настоящее время

+
+
+ + +Сколь бы ни был я восхищён артефактами прошлого, ещё больший восторг я испытал, узнав, что Малая Сеть всё ещё существует, как и в моём детстве. Она просто стала менее заметна. Среди проектов, вносящих вклад в её жизнь, три показались мне особенно захватывающими:
    -
  • Wilby.me — поисковый движок по олдскульным, интересныи и информативным веб-страницам. Есть полезная кнопка "Surprise me!", выдающая случайный результат.

    +
  • Wilby.me — поисковый движок по олдскульным, интересныи и информативным веб-страницам. Есть полезная кнопка "Surprise me!", выдающая случайный результат.
  • -
  • Neocities.org — современный вебхостинг, позволяющий каждому создать простенький вебсайт бесплатно, и влиться в сообщество, где можно взаимодействовать с другими вебмастерами.

    +
  • Neocities.org — современный вебхостинг, позволяющий каждому создать простенький вебсайт бесплатно, и влиться в сообщество, где можно взаимодействовать с другими вебмастерами.
  • -
  • Curlie — "Крупнейший сетевой каталог, редактируемый вручную. Создаётся и поддерживается энтузиазмом сообщества редакторов-добровольцев".

    +
  • Curlie — "Крупнейший сетевой каталог, редактируемый вручную. Создаётся и поддерживается энтузиазмом сообщества редакторов-добровольцев".
-

Ottaviana's Kitchen

-

Вебсайт из 1996 года, всё ещё живёт и здравствует, предоставляя итальянские рецепты, передающиеся из поколения в поколение:

+

+

Ottaviana's Kitchen

+Вебсайт из 1996 года, всё ещё живёт и здравствует, предоставляя итальянские рецепты, передающиеся из поколения в поколение:
-

Мои дед и бабка имигрировали из Италии. Они прибыли на остров Эллис в поисках американской мечты. Здесь, в Ньюарке, штат Нью Джерси, родилась моя мама. Эти рецепты передала маме её мама, а она передала мне. У меня нет детей, так что лучший способ передать эти рецепты - опубликовать на моей странице, чтоб все могли насладиться ими, и, возможно, создать на их основе свою традицию. Ну, приятного аппетита!

+Мои дед и бабка имигрировали из Италии. Они прибыли на остров Эллис в поисках американской мечты. Здесь, в Ньюарке, штат Нью Джерси, родилась моя мама. Эти рецепты передала маме её мама, а она передала мне. У меня нет детей, так что лучший способ передать эти рецепты - опубликовать на моей странице, чтоб все могли насладиться ими, и, возможно, создать на их основе свою традицию. Ну, приятного аппетита!
-

-

Visit Ottaviana's Kitchen

-

Europäische Schmetterlinge

-

Немецкий сайт о бабочках Германии, создан в 1998 и поддерживался до 2005 Марио Байером. Но это не просто очередной сайт про бабочек. Это — практически исчерпывающая коллекция сведений обо всех бабочках Европы, организованная по роду/виду, каждая снабжена описанием, индикацией времени полёта, подходящими растениями, и фото (по большей части сделанными автором лично).

-

-

Visit Europäische Schmetterlinge

+

+Visit Ottaviana's Kitchen +

+

+

Europäische Schmetterlinge

+Немецкий сайт о бабочках Германии, создан в 1998 и поддерживался до 2005 Марио Байером. Но это не просто очередной сайт про бабочек. Это — практически исчерпывающая коллекция сведений обо всех бабочках Европы, организованная по роду/виду, каждая снабжена описанием, индикацией времени полёта, подходящими растениями, и фото (по большей части сделанными автором лично). +

+Visit Europäische Schmetterlinge

Marseillaise.org

-

Всё, что вы хотели знать о Марсельезе — на сайте Йена Паттерсона, существующем "в той или иной форме с 1996 года".

+Всё, что вы хотели знать о Марсельезе — на сайте Йена Паттерсона, существующем "в той или иной форме с 1996 года".
-

Добро пожаловать. Не сомневаюсь, что вы пришли, чтоб разобраться, что за суета была 14-го июля. Думаю, здесь вы найдёте всё, что хотели знать. Марсельеза - национальный гимн Франции, многими считающийся наиболее волнующим из всех гимнов. Здесь вы обнаружите текст, ноты, аудиофайлы и перевод на английский.

+Добро пожаловать. Не сомневаюсь, что вы пришли, чтоб разобраться, что за суета была 14-го июля. Думаю, здесь вы найдёте всё, что хотели знать. Марсельеза - национальный гимн Франции, многими считающийся наиболее волнующим из всех гимнов. Здесь вы обнаружите текст, ноты, аудиофайлы и перевод на английский.
-

-

Visit Marseillaise.org

-

The Webtender

-

Хотите смешать собственный коктейль? Webtender, существующий с 1995 года, предоставляет более 6000 рецептов, руокводство с информацией о барной посуде, инструментах, измерениях и ингредиентах, форум, вики и даже позволяет подобрать рецепт под текущее содержимое вашего бара!

-

-

Webtender

-

Distant Skies - A Crystalis Fansite

-

Фанатский сайт по action-RPG игре под названием Crystalis:

+

+Visit Marseillaise.org +

+

+

The Webtender

+Хотите смешать собственный коктейль? Webtender, существующий с 1995 года, предоставляет более 6000 рецептов, руокводство с информацией о барной посуде, инструментах, измерениях и ингредиентах, форум, вики и даже позволяет подобрать рецепт под текущее содержимое вашего бара! +

+Webtender +

+

+

Distant Skies - A Crystalis Fansite

+Фанатский сайт по action-RPG игре под названием Crystalis:
-

'Cristalis' — это action-RPG игра для Nintendo Entertainment System. Выпущена в Японии в апреле 1990, и в США в июле того же года. Была высоко оценена критиками своего времени за графику и геймплей и породило армию вдохновенных поклонников. В Японии игра называлась ゴッド・スレイヤー はるか天空のソナタ или Убийца БогаЖ Соната о далёком небе.

+'Cristalis' — это action-RPG игра для Nintendo Entertainment System. Выпущена в Японии в апреле 1990, и в США в июле того же года. Была высоко оценена критиками своего времени за графику и геймплей и породило армию вдохновенных поклонников. В Японии игра называлась ゴッド・スレイヤー はるか天空のソナタ или Убийца БогаЖ Соната о далёком небе.
-

Сайт построем в визуальном стиле самой игры и предоставляет детальную информацию о сюжете, персонажах, игровом мире, заклинаниях и предметах в игре. И даже мне, абсолютно незнакомому с этой игрой, было интересно полистать.

-

-

Visit Distant Skies - A Crystalis Fansite

-

Ваш собственный уголок в Сети

-

Итак, Малая Сеть всё ещё существует, и всё ещё предоставляет нам все виды сайтов для обозрения и исследования.

-

И как бы ни было весело изучать всё это, лучше всего — влиться и принять участие, создав свой собственный вебсайт. Не на огороженных платформах или в соцсетях, управляемых рекламными корпорациями, а просто в своём собственном маленьком уголке сети. Это лучший способ увидеть, как на самом-то деле проста Сеть.

-

Вы можете просто выложить свои рисунки, поделиться мыслями и идеями, или обзорами на любимый сорт виски. Создайте вебсайт, чтоб делиться своими заметками или рецептами. Или списком любимых адресов в вашем городе — для путешественников.

-

Всё, что вам нужно — выучить базовую разметку (HTML) и стили (CSS), создать сайт на бесплатном хостинге вроде Neocities.org и вступить в игру. Как вы могли догадаться, Neocities — это бесплатный хостинг вроде Geocities (ну разве что рекламы нет), чья миссия заявлена как "сделать Сеть снова прикольной, вернуть вам контроль над самовыражением в Сети". Обнаружение и присоединение к Neocities было одной причин моего восторга от Малой Сети. Вы можете потратить часы в навигации по огромному количеству сайтов, размещённых там, или же просто завести учётную запись и вступить в игру.

-

-

Если вы не умеете делать сайты, у HTMLDog есть прекрасные руководства по базовому изучению HTML и CSS. Если вы предпочитаете видео — у Khan Academy есть прекрасный курс для начинающих Making Webpages.

-

Если у вас совсем нет опыта, может потребоваться некоторое время, чтоб въехать во все эти размеры текста, цвета, добавление изображений и ссылок между страницами, но мне кажется, это тоже часть веселья.

-

Вы, разумеется, всегда можете использовать готовый шаблон сайта или тему, и использовать их как есть, но это отдельное упражнение. Это как разница между покупкой картины и обучением рисованию или скульптуре. Конечный результат может быть одинаков, но практика различна.

-

Ещё одна вещь касательно Сети — вы всегда можете посмотреть исходные коды любого публичного вебсайта в поисках вдохновения и с целью изучения. Выбирайте простые, базовые — современная сеть полна разбухших жирных сайтов, делающих HTML нечитаемым. Но, например, этот сайт использует базовую разметку HTML и CSS и предлагает вам поиграть с его исходниками. Всё — в общественном достоянииm так что можете копировать и изменять (и можно даже без обратных ссылок, всё свободно).

+Сайт построем в визуальном стиле самой игры и предоставляет детальную информацию о сюжете, персонажах, игровом мире, заклинаниях и предметах в игре. И даже мне, абсолютно незнакомому с этой игрой, было интересно полистать. +

+Visit Distant Skies - A Crystalis Fansite +

+
+
+
+
+

Ваш собственный уголок в Сети

+
+
+ +Итак, Малая Сеть всё ещё существует, и всё ещё предоставляет нам все виды сайтов для обозрения и исследования. +И как бы ни было весело изучать всё это, лучше всего — влиться и принять участие, создав свой собственный вебсайт. Не на огороженных платформах или в соцсетях, управляемых рекламными корпорациями, а просто в своём собственном маленьком уголке сети. Это лучший способ увидеть, как на самом-то деле проста Сеть. +Вы можете просто выложить свои рисунки, поделиться мыслями и идеями, или обзорами на любимый сорт виски. Создайте вебсайт, чтоб делиться своими заметками или рецептами. Или списком любимых адресов в вашем городе — для путешественников. +Всё, что вам нужно — выучить базовую разметку (HTML) и стили (CSS), создать сайт на бесплатном хостинге вроде Neocities.org и вступить в игру. Как вы могли догадаться, Neocities — это бесплатный хостинг вроде Geocities (ну разве что рекламы нет), чья миссия заявлена как "сделать Сеть снова прикольной, вернуть вам контроль над самовыражением в Сети". Обнаружение и присоединение к Neocities было одной причин моего восторга от Малой Сети. Вы можете потратить часы в навигации по огромному количеству сайтов, размещённых там, или же просто завести учётную запись и вступить в игру. +
+
+Если вы не умеете делать сайты, у HTMLDog есть прекрасные руководства по базовому изучению HTML и CSS. Если вы предпочитаете видео — у Khan Academy есть прекрасный курс для начинающих Making Webpages. +Если у вас совсем нет опыта, может потребоваться некоторое время, чтоб въехать во все эти размеры текста, цвета, добавление изображений и ссылок между страницами, но мне кажется, это тоже часть веселья. +Вы, разумеется, всегда можете использовать готовый шаблон сайта или тему, и использовать их как есть, но это отдельное упражнение. Это как разница между покупкой картины и обучением рисованию или скульптуре. Конечный результат может быть одинаков, но практика различна. +Ещё одна вещь касательно Сети — вы всегда можете посмотреть исходные коды любого публичного вебсайта в поисках вдохновения и с целью изучения. Выбирайте простые, базовые — современная сеть полна разбухших жирных сайтов, делающих HTML нечитаемым. Но, например, этот сайт использует базовую разметку HTML и CSS и предлагает вам поиграть с его исходниками. Всё — в общественном достоянииm так что можете копировать и изменять (и можно даже без обратных ссылок, всё свободно).
-
-
-
- +
+
+
+
+
+ В согласии с духом Трививальных Технологий |  Хостинг: VDSина (скидка 10% по партнёрской ссылке) +
+
+
-- cgit v1.2.3